Дайвинг: 10 ошибок новичков

Дайвинг: 10 ошибок новичков

Попросили тут меня студенты написать статью на тему «10 ошибок новичков в дайвинге». Безусловно, тема важная и интересная, но есть один нюанс: даже если рассматривать наиболее часто встречающиеся ошибки, то их окажется значительно больше десяти, мало того, они будут совершенно разного типа. Поэтому я решила разделить их на три категории, в каждой категории перечислить самые распространенные ошибки и подсказать, как их не допустить. Сначала определимся с термином «новичок»: в данной статье под этим термином я понимаю дайвера, уровня Open Water Diver, с суммарным опытом погружений до 30 дайвов. Конечно подобные ошибки совершаются и при более существенном опыте (скажу по секрету, иногда даже у давно практикующих инструкторов с большим количеством погружений), но в начале дайверского пути они происходят на каждом шагу!

I. Ошибки, связанные с подготовкой снаряжения к погружению.

К первой категории относится всё, что связано со сборкой скубы, подготовкой остального снаряжения, его проверкой и проведением взаимопроверки с партнером (бадди-чек).

  1. «Своя рубашка ближе к телу». Очевидно, мало кто может позволить себе сразу купить весь комплект дайверского снаряжения, поэтому в начале пути используется оборудование, взятое в аренду в дайв-центре. На самом деле, с этим нет никаких проблем, если выполнять ряд рекомендаций. Однако, всё же хочется посоветовать, не откладывая, купить недорогую, но подходящую вам маску и боты (это важно, как с точки зрения гигиены, так и с точки зрения комфортности погружений, ведь неподходящая к вашему лицу, затекающая арендная маска и натирающие арендные боты безнадежно испортят даже самый захватывающий дайв). Что касается использования арендного снаряжения, у вас не возникнет с ним никаких проблем, если вы будете правильно его собирать, проводить тщательную проверку, а после использования разбирать, опреснять и сушить, в соответствии с указаниями команды дайв-центра. Также я очень рекомендую прислушиваться к советам команды и ваших инструкторов при подборе снаряжения, соответствующего условиям каждого конкретного погружения.
  2. «И так сойдет!». Основная ошибка при сборке скубы звучит так: «я забыл, как это делается, поэтому сделаю как попало». А вот как попало, как раз и не надо. Есть один лайф-хак: посмотрите на собранную скубу инструктора или дайвмастера и постарайтесь собрать свою так же. Тогда компенсатор будет верно ориентирован по отношению к вентилю баллона, баллонный ремень будет подтянут и застегнут, шланг поддува подсоединен к пульту инфлятора, пряжки застегнуты, лямки растянуты, а сама скуба после сборки примет горизонтальное положение или же будет зафиксирована на специальной скамье для надевания снаряжения. Если лайф-хак не помог, либо вы что-то не знаете (например, как правильно собрать пряжку баллонного ремня), не стесняйтесь обратиться к команде дайв-центра. Поверьте, им гораздо проще помочь вам на этапе сборки, чем потом спасать вас в воде.
  3. «Доверяй, но проверяй!». Отсутствие проверки собранной скубы или её неполная проверка приводит, в лучшем случае, к необходимости снять и перебрать скубу перед входом в воду, в худшем, к большим проблемам в воде. Достаточно встряхнуть скубу за лямки компенсатора, и вы, обнаружив выскальзывающий баллон, намочите и сильнее затянете баллонный ремень. Проверка обеих вторых ступеней позволит избежать проблем с травящим регулятором, а также вовремя обнаружить откусанный загубник. Взгляд на манометр во время такой проверки укажет на не полностью открытый баллон, а также даст информацию о запасе воздуха (вдруг вы по ошибке взяли баллон среди пустых). Надувая компенсатор до срабатывания клапанов, вы сможете выявить негерметичность ВСД, не до конца подсоединенный шланг поддува и, в качестве дополнительного бонуса, выяснить где расположен, как минимум, один клапан аварийного сброса воздуха!
  4. «Шиворот навыворот, задом наперед!». Обычно встречаются две ошибки, связанные с гидрокостюмами: недостаточная/избыточная термозащита и неправильное надевание гидрокостюма. Если говорить о термозащите, то выбранный гидрокостюм должен соответствовать условиям погружения (28оС и более – 3 мм гидрокостюм, 24-27оС – 5 мм гидрокостюм, 16-23оС – 5 мм гидрокостюм, дополняемый, в разных комбинациях, утеплителем, шлемом и перчатками, ниже 16оС – сухой гидрокостюм), а также подходить по размеру (если вы влетаете в гидрокостюм, как в разношенные треники, то он вам явно велик). Чтобы избежать неправильного надевания костюма, нужно помнить, что, во-первых, в надетом гидрокостюме собачка его молнии должна оказаться с внешней стороны, а во-вторых, наколенники должны оказаться на коленях, а не на задней поверхности ноги.
  5. «Груз ответственности!». А точнее, отсутствие ответственности за грузовой пояс. Эта ошибка чаще, чем что-либо еще приводит к проблемам при погружении. Итак, если вы не помните, как правильно собрать грузовой пояс, посмотрите на грузовой пояс инструктора и сделайте по образцу. Далее важно помнить, что свободный конец ВСЕГДА должен находиться в правой руке, а снимать и держать пояс можно только за свободный конец.
  6. «Чудо-чудное, диво-дивное!». Именно такие эмоции вызывает у инструктора дайвер, у которого не закреплены должным образом шланги, и они болтаются вокруг, как щупальца у осьминога. В итоге это приводит к трудностям при нахождении манометра и октопуса под водой, а также к зацепам снаряжения за коралловые рифы и их повреждению. Потратьте пару минут, чтобы поместить манометр в специальный держатель или под плечевую лямку, а октопус закрепить в держателе для октопуса или, сложив шланг петлей, вставить в D-кольцо.
  7. «Крылья, ноги, хвост». А в нашем случае – маска, ласты, приборы. Еще две минуты стоит потратить на растягивание ремешков ласт, обработку антифогом или мылом внутренней поверхности маски и подготовку вашего компьютера и компаса. Это избавит вас от мучений при надевании ласт в полном комплекте снаряжения, непрерывного промывания потеющей под водой маски и удивленного взгляда на пустые запястья, на которых должны были оказаться забытые на берегу приборы.
  8. «Если друг оказался вдруг…». Несколько слов о взаимопроверке снаряжения, где основной ошибкой является отсутствие этой самой проверки. 5 минут, уделенные этому процессу, дадут вам, как минимум, уверенность в вашей с бадди-партнером готовности к погружению, как максимум, могут реально спасти кому-то из вас жизнь. Особых сложностей тут нет (используем правило «Когда Готов Проверь Всё По Порядку» для определения последовательности действий), но есть один часто встречающийся нюанс – при проверке открытия вентиля баллона, бадди-партнер, наоборот, почти полностью закрывает вам его. Тут вам пригодится еще один лайф-хак. Если вы с бадди-партнером запутались — правый у вас вентиль или левый, и в какую сторону он открывается, попросите партнера докрутить его в любую сторону до упора, после чего 6 раз нажмите на кнопку принудительной подачи воздуха. Если баллон закрыт, то при последних двух нажатиях воздух выходить не будет!

II. Ошибки, связанные с планированием погружения и общей готовностью к нему.

Еще раз напомню, что в этой статье мы говорим о новичках, уровня OWD, с опытом не более 30 дайвов. В этой категории ошибок уровень «ошибающегося» имеет значение.

  1. «Куда ты завел нас, Сусанин-герой?». Итак, даже предвидя всеобщее возмущение, я утверждаю: «До достижения опыта, как минимум, 30 дайвов, новичок не готов совершать самостоятельные погружения со своим бадди-партнером такого же уровня, без руководства инструктора, дайвмастера или гида!». Давайте разберемся, почему это так и почему излишняя самоуверенность может привести к беде. Рассмотрим проблему на примере автовождения. Только-только получив права большинство водителей довольно неплохо справляются с управлением автомобиля, помнят знаки и правила, следят за происходящим вокруг, но ездят крайне осторожно и, в основном, по знакомым маршрутам. Здравомыслящий начинающий водитель понимает, что не способен предвидеть ряд дорожных ситуаций из-за отсутствия опыта, а необходимость следить за навигатором на незнакомых маршрутах сильно снижает концентрацию его внимания на дороге. Вот так и у нас в дайвинге! Новички под водой должны контролировать свою плавучесть, положение тела в воде, запас воздуха, глубину, оставшееся бездекомпрессионное время, регулярно продувать уши, а еще желательно не потерять бадди-партнера и успеть помочь ему в случае необходимости. Если сюда добавить задачи постоянной оценки изменения условий под водой и непрерывного отслеживания и коррекции маршрута движения, то погружение превращается в борьбу за жизнь! Опытный лидер группы (инструктор, дайвмастер или гид) берет на себя все функции подводного экскурсовода, строит и корректирует маршрут движения, показывает наиболее интересную живность и объекты, плюс к тому регулярно напоминает проверять запас воздуха, задаёт глубину погружения и помогает в случае каких-то непредвиденных ситуаций.
  2. «Будь готов! Всегда готов!» А вот готов ли на самом деле? Желание «ринуться в бой», во что бы то не стало, не обращая внимание на плохое самочувствие или психологическую неуверенность – это одна из самых распространенных ошибок начинающих. Еще сильнее ситуация усугубится, если скрыть от инструктора беспокоящие вас проблемы. Как ни странно, если о них рассказать, то инструктор скорее поможет вам решить проблемы до погружения, нежели посоветует отказаться от него вовсе. По крайне мере, всё, что касается разнообразных страхов, чаще всего легко решается на поверхности и в процессе погружения не вызывает затруднений! Но есть одно исключение: если плохое самочувствие начинающего дайвера вызвано излишним употреблением алкоголя накануне, то погружение необходимо отменить, поскольку в таком состоянии концентрация внимания и скорость реакции снижена, и, соответственно, любая нестандартная ситуация под водой приводит к стрессу и панике.
  3. «Ученье – свет, а неученье…». Отказ от дальнейшего обучения и совершенствования навыков в дайвинге является огромной ошибкой. Во-первых, надо помнить, что любые моторные навыки начинают теряться через 2-3 месяца, если их не тренировать. А через полгода, прошедших без погружений, они забываются полностью, и можно проходить курс Open Water заново!)) На самом деле, достаточно пары погружений в месяц в бассейне или продолжения обучения на курсе плавучести с последующей отработкой полученных навыков на скубатлоне, и вы ничего не забудете. А также навсегда исчезнут проблемы с удержанием глубины на погружениях, скоростью спуска и всплытия, остановкой безопасности, тримом и многим-многим другим. Во-вторых, нежелание продолжать обучение на следующем курсе Advanced Open Water Diver – это нелогичный отказ от наиболее интересных и захватывающих погружений. Ни один здравомыслящий инструктор не возьмет на ночное, глубокое, в течение, на рэк новичка, непонимающего «с чем это едят». Получается, что отказывающийся от дальнейшего обучения Open Water Diver, осознанно загоняет себя в рамки 18-метровой глубины и примитивных условий погружения. В-третьих, нежелание обучаться на курсах сухого костюма и найтрокса сильно снижает качество ваших погружений в разнообразных условиях.
  4. «No briefing – no diving!». Итак, определившись, что мы всё же ныряем под руководством инструктора, дайвмастера или гида, опустим вопрос планирования погружения, поскольку его уже спланировал тот, кто будет вашим дайв-лидером. Перейдем к вопросу донесения составленного плана до участников, а именно, к брифингу. 99% погружений, которые в ходе дайва превращаются в хаос и неразбериху, становятся таковыми, потому что кто-то «ловил ворон» на брифинге. Брифинг для того и предназначен, чтобы донести до всех участников погружения, как оно будет проходить. Рассказать о способе входа и выхода из воды, о направлении и глубине движения, о давлении разворота, о потенциальных опасностях и о наиболее интересных моментах планируемого дайва. Поэтому на брифинге не только необходимо присутствовать, но и сосредоточиться на поступающей информации. Вот тогда всё будет хорошо!

III. Ошибки, совершаемые под водой.

  1. «А теперь выйди и зайди нормально!». Ошибки под водой начинаются со входа в воду. Последствия этих ошибок самые разнообразные – от утопленного грузового пояса или маски, до травмы головы о вентиль баллона. Если требуется войти в воду контролируемым способом или гигантским шагом, знайте, что инструктор сделает это первым (чтобы в случае необходимости сразу помочь входящим в воду дайверам). Посмотрите, как входит в воду инструктор и постарайтесь войти в воду так же. В случае входа кувырком назад посмотреть на инструктора уже не удастся. В этом способе важна одновременность действий всей группы дайверов, поэтому внимательно слушайте и четко следуйте командам инструктора. При любом способе очень рекомендую НЕ входить в воду с намеренно снятой маской или без регулятора во рту. Дело в том, что большая часть «отходов», в том числе и человеческой жизнедеятельности, плавает, как раз, по поверхности. Маловероятно, чтобы вы хотели попасть в «это» лицом!))
  2. «Ныряй, Петруха! Там не глубоко!». Ошибки при спуске могут привести к существенной задержке начала погружения или даже к его отмене для кого-то из участников. Во-первых, пренебрежение подбором грузов приводит к тому, что один или несколько дайверов из группы продолжают беспомощно болтаться на поверхности воды, когда инструктор и остальные уже погрузились. Обязательно выполняйте подбор грузов, если вы ныряете в новых для себя условиях, в незнакомом снаряжении или что-то изменили в стандартной конфигурации. Второй ошибкой является отсутствие контроля за скоростью спуска. Надо помнить, что поддувать компенсатор плавучести, и, тем самым, замедлять скорость погружения, нужно во время всего спуска под воду, а не только по достижению заданной глубины. И, в-третьих, проблема с продувкой ушей – самая частая причина отмены дайва. Здесь важно знать, что непривычные к действию давления ваши барабанные перепонки требуют очень внимательного отношения. Начинать продуваться необходимо прямо с поверхности и повторять продувку каждые 10-15 см спуска, а не тогда, когда «заложило» или даже «заболело». Если на каком-то этапе продуть уши не получается, следует остановиться, подняться выше на 10-15 см, продуться на этом уровне и снова попробовать спуститься глубже. Иногда так приходится делать 5-6 раз подряд. Если не продувается одно ухо, то часто помогают наклоны головы в одну и в другую сторону в процессе продувки.
  3. «Безумству храбрых…». Теперь поговорим о нарушении глубины погружения. На брифинге лидер группы всегда указывает глубину погружения, которое спланировано безопасным для всех его участников. Лидер группы придерживается указанной глубины в пределах дайва. Если работа с дайв-компьютером у вас пока что вызывает сложности, вполне достаточно держаться не ниже инструктора в пределах всего погружения. Т.е. чуть выше или на одном уровне – нормально, а вот если вы смотрите на инструктора, подняв голову вверх, – это уже большая проблема. Еще хуже, если вы нарушаете глубину погружения сознательно, ради любопытства, не задумываясь о возможных опасностях. Помните, что значительная часть несчастных случаев начинается со слов: «Смотри, как я могу!».
  4. «Держи дистанцию!» Ошибкой является как слишком большая, так и недостаточная дистанция между вами и вашим бадди-партнером и между вами с впереди идущей парой. В случае слишком большой дистанции вы теряете возможность оперативно помочь вашему бадди-партнеру, в условиях не очень хорошей видимости, рискуете потерять группу из виду или пропустить сигналы инструктора. Но и недостаточная дистанция создает проблемы: партнер, непрерывно задевающий вас ластами под водой, вызывает раздражение, а несоблюдение дистанции с впереди идущей парой может привести к тому, что вам собьют ластой маску или регулятор.
  5. «Дайвер прямоходящий». Начиная с самых первых уроков по дайвингу, ваш инструктор наверняка говорил, что «дайверы ходят лёжа». То есть обучал вас сохранению горизонтального положения тела под водой. Однако самое частое положение новичка под водой – под углом 45 градусов к дну или даже вертикально. В этом положении погружение имеет пилообразный профиль, у вас растет расход воздуха, увеличивается сопротивление воды, а ваши ласты задевают дно, ломая кораллы и поднимая муть. Если самостоятельно научиться плавать в горизонтальном положении не получается, то курс плавучести станет лучшим решением проблемы и даст вам ряд очень полезных навыков.
  6. «Штаб немедленного реагирования». Как вы думаете, зачем инструктор под водой использует шейкер? Вряд ли ему просто нравится звенеть…)) В ходе погружения ему нужно общаться с группой, а для этого необходимо, чтобы все дайверы обратили на него внимание. Часто приходится наблюдать картину, когда инструктор уже 5 минут остервенело звенит шейкером, а один или более дайверов упорно на него не смотрят. Чтобы избежать подобной ситуации, старайтесь сразу посмотреть на инструктора, когда вы слышите его сигнал, увидеть к кому из вас он обращается и какие сигналы показывает. Если сигнал требует вашего ответа, то нужно оперативно ответить на него. Ваше невнимание может обернуться проблемой, как для вас, так и для всей группы!
  7. «Ты меня не трогай, и я тебя не трону». Наверняка вы неоднократно слышали от инструкторов, что под водой запрещается дотрагиваться до живых существ или коралловых рифов. Здесь важно знать, что половина подводной живности опасна для вас, а для второй половины опасны вы! Пожалуйста, не касайтесь, не дразните и не провоцируйте морских обитателей! Только так можно и самим остаться в сохранности, и сберечь наш хрупкий подводный мир для многих поколений дайверов!

 

Автор статьи IDC Staff Instructor PADI #304909, руководитель дайв-центра «Альтернатива» Кротова Ольга